четверг, 24 мая 2018 г.

Сингапур


Сингапур, отличное место на Земле, но речь пойдет в основном не об этом государстве, а о песне Александра Вертинского.

В бананово-лимонном Сингапуре, в бури,
Когда поет и плачет океан
И гонит в ослепительной лазури
Птиц дальний караван…
В бананово-лимонном Сингапуре, в бури,
Когда у Вас на сердце тишина,
Вы, брови темно-синие нахмурив,
Тоскуете одна.

Это песня Александра Вертинского Танго «Магнолия», это маленький его шедевр. Он там и автор слов, и автор музыки и не превзойденный прелестный исполнитель. Невозможно отделить эту песенку от грассирования.
Кстати в свое время Константин Сергеевич Станиславский не принял этого юношу в художественный театр, сказав: «Вы же грассируете». А потом он нашел возможность извиниться перед Вертинским, сказав, что Вам грассировать можно. (Грассировать означает произносить звук «р» картаво, на французский манер.)

Песню эту Александр Николаевич написал в 1931 году во время своих гастролей по Бессарабии, он ездил по миру чрезвычайно много, но нет никаких документальных свидетельств что когда либо он был в Сингапуре. Нет по этому поводу никаких данных, и скорее всего не было. В своей песне он создал удивительно изысканный, пряный, какой-то экзотический мир. Образ некой далекой жизни, где героиня мечтает о возлюбленном, а он сам, Вертинский, и есть этот возлюбленный.

Кстати Вертинский в свое время был роковым мужчиной, а сегодня человек с такими данными вряд ли был бы признан образцом мужественности. С высоким голосом, с некой манерностью поведения, но тогда именно Вертинский имел грандиозный успех у женщин, причем это было до конца его жизни, всегда он был победоносный, романтический любовник.
Этот образ необыкновенно ярок, но начинаешь разбирать текст песни, все время натыкаешься на какие-то несообразности. Ну, например:

«Вы грезите всю ночь на желтой шкуре под вопли обезьян» или «И сладко замирая от криков попугая»

Попугаи кричат очень не мелодично, как можно грезить, или сладко замирать от этих воплей? Маловероятно. Или: «Когда под ветром ломится банан». Банан, несмотря на свои размеры это травянистое растение, это не дерево, и под ветром он гнется, но не ломается.

Ну и самое начало:

«В бананово-лимонном Сингапуре» и потом «Как дивная магнолия в цвету»

В Сингапуре нет лимонов, то есть они там есть в магазинах, но они там не растут, потому что для них климат неподходящий. Лимоны ведь произрастают в средиземноморском субтропическом климате. А Сингапур, это климат экваториальный, там слишком жарко и влажно. То же самое можно сказать и о магнолиях, ну и так далее.

Словом с реальным Сингапуром, образ который создает Вертинский, имеет очень мало общего. А реальный Сингапур, это место чрезвычайно интересное. Это островное государство, там один большой остров и несколько маленьких. Там замечательная промышленность, очень цивилизованная жизнь, это замечательное место от души советую там побывать. Но с Вертинским реальный Сингапур имеет мало общего, а песенка Вертинского привлекает другим, особенностью своей романтической атмосферой, которая заставляет нас бесконечно слушать этот маленький шедевр и повторять его мотив.

Комментариев нет:

Отправить комментарий