пятница, 30 сентября 2011 г.

Музей русской печи

Русская печь, какое теплое название, правда? Когда я была ребенком, у моей бабушки в деревне была такая печь. Как же на ней было хорошо погреться, когда я приезжала на зимние каникулы. Печь стояла таким образом, что место, где можно было лежать, лежанка называлась, оно выходило к окну. Так вот лежа на печи, мы дети, смотрели в окно, а том то люди ходят, то бричка проехала, то снег валит, то дождь идет, и все нам было весело и интересно. Сейчас уже таких печек почти не осталось разве что в городе Боровк, вернее около него, в 90 километрах от Москвы. Здесь сохранилась самая большая в мире печь. Высотой эта печь двенадцать метров, практически трехэтажный дом. Помимо этой огромной красавицы, здесь находится целый музей русской печи. В одной русской пословице говорится «хоть хлебом не корми, но с печки не гони».

Этот музей русской печки он предполагает помимо этой огромной красавицы еще несколько домов с яркими представителями яркого мира. Из чего же состоит печь. Впереди есть два отверстия. Внизу подпечье. Куда малыши кидали свои выпавшие молочные зубы, и при этом говорили: «Мышка норушка молочный зуб забери, а коренной мне принеси». Теперь перейдем к верхнему отверстию. Передняя его часть называется шесток, помните «каждый сверчок знай свой шесток». Почему так, да потому что сверчки часто забирались в избу и именно размещались где-нибудь в щелочке на шестке, а потом вечером выводили свои трели. Дальше размещается сама топка, а из нее труба из которой дым выходит на улицу. Еще в печке имеются печурки, такие небольшие ниши, их может быть несколько. Сюда можно ставить кастрюли и кувшины с едой, чтобы она не остывала, так же в такие печурки ложили обувь на просушку. Вся жизнь раньше крутилась возле печки, потому что она и лечит, и греет, и кормит. Ну и наконец, полати, о которых я говорила вначале рассказа, так вот это место занимали старики и дети. Иногда эти полати делали очень большими, продлевая их почти на всю комнату.

А помните выражение: «Вперед батьки в пекло не лезть», заключается суть в том, что русская печь не только кормила и давала тепло, но в ней еще и мылись. Когда печник приходил строить печь, он спрашивал хозяина будет ли он там мыться, если да, то соответственно печник брал замеры плечей, и топка делалась по размеру плечей хозяина дома. Как это происходило: вся зола вынималась, а в печь клалась мокрая солома, и хозяин первый залезал туда, парился, мылся. После уже там мылись остальные члены семьи. Вот так вот печка служила людям.

4 комментария:

  1. Я тоже помню такие печки и вкусные пироги с вареньем из малины и смородины.

    ОтветитьУдалить
  2. А вот у меня совсем не было родственников в деревне, поэтому я русскую печь никогда даже не трогала, не то что лежать на ней или пирожки пробовать))) Наверняка очень вкусные!

    ОтветитьУдалить
  3. у нас тоже у бабушки в деревне была печка! тепло от нее как было и обед из печки необыкновенно вкусный получался!

    ОтветитьУдалить
  4. А я помню как мы с братом грелись зимой на печке и он пугал меня всяким страшилками! Хорошая печь - это серьезно!

    ОтветитьУдалить