вторник, 1 ноября 2016 г.

Сивцев Вражек


Все конечно помнят знаменитую песенку Булата Окуджавы:
«Ты течешь, как река, странное название,
И прозрачен асфальт, как в реке вода,
Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание,
Ты и радость моя, и моя беда".
Но сегодня речь пойдет не об Арбате, нынешний Арбат реконструированный, цветной, пешеходный, приобрел такой усреднено-европейский облик. Он совсем не похож на ту улицу, которая вдохновила когда-то замечательного московского поэта с грузинским именем Булата Окуджавы. Дух арбатства, атмосфера тепла, уюта, скромной городской поэзии, этот дух с Арбата ушел. Куда ушел? В мелкие арбатские переулки. Медики знают, если сосуд тромбирован кровь находит себе дорогу по капиллярам. Вот так произошло и с Арбатом, его дух ушел в паутину дворов и закоулков.

Вот туда мы сегодня и прогуляемся, а именно на Сивцев Вражек.
Сивцев Вражек, какое прелестное типично московское название. Интересно, а почему так называется эта улочка? Что это такое Сивцев Вражек? Ну, вражек, это догадаться можно, это овражек, а сивцев? Дело в том, что когда-то тут протекал ручей, он назывался Сивец, и вот овражек близ ручья назывался Сивцев Вражек. Сивец впадал в речку Черторый, теперь нет ни ручья Сивца, ни речки Черторый, потому что они по трубам текут, под городом, а название осталось, Сивцев Вражек, кстати, самый длинный переулок близ Арбата.

Многие замечательные люди жили в разные времена на этой улице, например в 19-м доме в 1911 году поселились Марина Ивановна Цветаева и Сергей Яковлевич Эфрон. Они познакомились в Крыму, в Коктебеле у Максимилиана Александровича Волошина. Обстоятельства их знакомства совершенно замечательные. Так вот юная Цветаева, ей тогда было 19 лет и еще более юный Эфрон, ему было около 17-ти, они встретились на пляже и Марина сказала: «Тот кто найдет на побережье мой любимый камень, станет моим мужем, за того я выйду замуж». И в тот же день Сергей Эфрон нашел на побережье ее любимый камень – сердолик.

В Москву они приехали вместе и поселились в этом доме. Что же там, в этом доме есть сегодня? Заходим в подъезд и видим номер квартиры 11, именно в этой квартире поселились Марина и Сергей, а так же с ними поселились сестры Сергея Вера и Лиля. В их квартире было удивительно весело и шумно, потому что здесь бывали поэты, артисты, музыканты. Алексей Николаевич Толстой, который тоже тут бывал, называл всю эту компанию – обормоты, а квартиру называл обормотник. Марина с Сергеем жили достаточно бедно, когда приходили гости, на стол выставлялось огромное блюдо с винегретом, на всех. Здесь читались стихи, здесь звучала музыка, смех, здесь Марина Ивановна Цветаева была счастлива.

Потом счастья не было, потом были сплошные несчастья. Совсем недолго прожили в этой квартире Марина Ивановна Цветаева и Сергей Яковлевич Эфрон, меньше года. На сегодняшний день там ничего не осталось, ни мебели, ни обоев, только подоконник, на котором любила лежать Цветаева и вид из окна, хотя он тоже другой. Именно здесь Марина Ивановна написала одно и своих самых теплых московских стихотворений:

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Всё исчезаете вы,
Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолка зеркала?
Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,
Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!
Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, –
Грузные, в шесть этажей.
Домовладельцы – их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.



1 комментарий: