четверг, 9 июня 2016 г.

Сказочное превращение

Как не удивительно это может прозвучать, но для российской династии Романовых неравные браки с самого начала небыли редкостью. В основу вымышленного сюжета повести «Наталья, боярская дочь» Николай Карамзин положил реальную историю о второй жене царя Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны Нарышкиной. Карамзин рисует идиллическую картину любви, ломающую все преграды. По мнению писателя, брак царя и обыкновенной дворянки был таким же не равным как между дворянином и крестьянкой. Интересно, что мать самого Алексея Михайловича была более низкого происхождения, чем его жена.
Первая четверть семнадцатого века, Россия только, только начала отходить от тяжелейшего смутного времени. У русских людей тогда не было сомнений, что одной из главных причин смуты стало пресечение династии Рюриковичей оборвавшейся на Федоре Иоанновиче. Поэтому брак царя и продолжение царского рода были, как сказали бы сегодня, в числе приоритетных государственных задач.

Михаила Федоровича Романова избрали на русский престол на земском соборе 1613 года в возрасте семнадцати лет.
Первая попытка Михаила Романова выбрать невесту в большом зале, где находилось 120 разряженных и нарумяненных девушек не увенчалось успехом. Тогда было решено осмотреть их ночью, когда они будут спать и не смущаться присутствия царя. В полночь царь вместе с матерью обошел спальни соискательниц, где напротив каждой претендентки спала ее прислужница. Конечно, большинство потенциальных избранниц бодрствовали и принимали якобы во сне кокетливые позы, чтобы понравиться молодому государю. Но из всех девушек Михаилу приглянулась одна случайно оказавшаяся на царских смотринах, прислужница дочери боярина Григория Волконского. Ее звали Евдокия Лукьяновна Стрешнева, она стала царской невестой и первой Золушкой в семье Романовых.

Евдокия была дочерью бедного дворянина Лукьяна Стрешнева, родом из Можайска. Высоких назначений Стрешневы не получали, честно служили своей земле за что в 1613 году горожане отправили Стрешнева на земский собор избравший Михаила на царство. Семья была совершенно не знатной и совсем не смотрелась на фоне родовитого и богатого московского боярства. Мать и ближние советники поразились выбору царя. Инокиня Марфа пыталась отговорить Михаила, чтобы он не гневил знатное боярство, но добрый и мягкосердечный царь оказался непреклонным в выборе своей невесты, может быть единственный раз в своей жизни проявил настойчивость. В итоге родня смирилась.

На следующий день по обычаю того времени Михаил Федорович отдал Евдокии платок и кольцо как знак избрания царской невесты. Но помня о судьбах Хлоповой и Долгоруковой, Хлопову оклеветали и сослали, Долгорукую скорее всего отравили и она умерла через три месяца после свадьбы, поэтому факт выбора Стрешневой от придворных скрывали. Ее назвали царской невестой лишь за три дня до венчания. Бракосочетание состоялось 5 февраля 1626 года. Так через тринадцать лет после вступления на престол Михаил обзавелся семьей.

Через год родилась дочь Ирина, еще через год вторая дочь Пелагея. Больше всего печалило государя отсутствие наследника, безродие сыновье. Но к счастью в 1629 году у Михаила и Евдокии, наконец, появился наследник будущий царь Алексей Михайлович. А всего Евдокия Лукьяновна родила царю десятерых детей, правда шестерых из них пришлось схоронить.

Не простой была жизнь Евдокии Лукьяновны Стрешневой в царском доме. Свекровь суровая инокиня Марфа крепко держала нежеланную невестку в руках и не давала ей волю. Но все же царский брак был счастливым, супруги любили друг друга, и царица пережила своего мужа всего лишь на пять недель.

5 комментариев:

  1. Хоть одна относительно счастливая история.

    ОтветитьУдалить
  2. И правда, история как в сказке. Я не думала, что именно так невесту для царя и выбирали.

    ОтветитьУдалить