среда, 18 апреля 2012 г.

Ярослав Гашек

Первая жена Гашека Ярмила Майерова была женщиной из буржуазной порядочной семьи. Чтобы Гашеку разрешили на ней жениться, он был вынужден поступить на работу. И поступил редактором журнала «Мири животных». Из воспоминаний видно как он редактировал журнал, бедные животные. Когда родители жены пришли посмотреть на новорожденного внука Гашек, как гостеприимный хозяин побеждал за пивом. И прибежал через три дня! Это еще полбеды, он решил похвастаться своим сыном, взял ребенка на руки и принес в любимую пивную. Все его собутыльники выпили за здоровье ребенка, и пошли выпить в другую пивную, потом в третью, а ребенка Гашек забыл. Вспомнил через три дня! Хорошо, что хозяин пивной сообразил, в чем дело и принес ребенка матери.



Кстати фамилия ротного командира вольноопределяющегося Ярослава Гашека была Лукаш. Поручик Лукаш, а ротой командовал капитан Сагнер, был там и подпоручик Дуб, в общем фамилии Гашек не придумывал. Как Гашек воевал, можно легко представить по его роману, сами понимаете. Хотя у него была австрийская военная медаль, он взял в плен группу русских дезертиров. Интересно то, что Гашек сам собирался сдаться к ним в плен, но дезертиров было больше, и они победили. Так что Гашеку пришлось второй раз здаваться русским в плен уже с австрийской военной медалью.

В Киеве он примкнул к чешскому легиону, который формировала Россия, против Австро-венгрии. Чехи австровенгров, как вы знаете, ненавидели. Он редактировал газету этого легиона чехословаков под вполне украинским псевдонимом Володимир Станко. Потом чуть позже игривый характер и анархистское прошлое забросили его в ряды большевиков. Как там он комисарствовал в Бугульме не знаю, но выяснилось, что те, кто обвиняет его в зверствах, никаких особых доказательств не имеют.

Счастья среди большевиков он явно не обрел. Этого нельзя сказать о личном счастье, его-то он обрел в России. И примкнул к многочисленной когорте деятелей искусства, которым творить помогала хорошая жена. Аккуратность у Гашека отсутствовала начисто, а вот у супруги Александры Львовой с этим было все в порядке, хотя конечно она никакая не княжна, хотя Львовы действительно княжеская фамилия. Несмотря на это Гашек потом любил хвастаться, что спас русскую княжну из лап разъяренных большевиков. Да кто же ему поверит, он был любителем розыгрышей, причем и не таких. На самом деле Шурочка Львова была типографской рабочей, наборщицей.
Какие-то рассказы Гашек писал до войны, но роман начал после возвращения. Роман выходил тетрадками по 32 страницы. Роман сразу обрел поклонников, и последние дни своей жизни Ярослав Гашек встречал уже относительно состоятельным человеком в собственном доме.


2 комментария:

  1. Интересно как. Вот не знала.

    ОтветитьУдалить
  2. Неординарный он был человек, может быть, именно поэтому у него получались такие гениальные произведения.

    ОтветитьУдалить